Программа развития ГБУ “Метеор”

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГБУ «МЕТЕОР» НА 2016-2018 ГОДЫ

(дайджест)

 

В целях полноценной реализации, выработки и внедрения конкретного образовательного продукта, грамотного распределения полномочий и персонализации ответственности подразделений и сотрудников ГБУ «Метеор», рационального использования имеющихся и активного привлечения новых ресурсов Программа развития строится по проектному принципу.

Только проектный подход к построению программ развития позволяет в полной мере оценить конструктивность, своевременность и ресурсность действий по развитию, вклад в развитие организации отдельных подразделений и работников, эффективность полученных результатов.

В случае необходимости заявленные в программе проекты могут быть представлены как приоритетные направления деятельности ГБУ «Метеор» на указанный период.

 

Проект (направление) №1

«Формирование российской идентичности детей средствами дополнительного образования (системы отдыха и оздоровления)»

 

Актуальность проекта

Необходимость достойного ответа на глобальные вызовы, перед лицом которых оказалась сегодня наша страна, возводит задачу воспитания гражданина и патриота в ранг задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития России в современном мире.

При этом нельзя не признать, что многие из ныне реализуемых подходов и моделей патриотического воспитания являются архаичными, поскольку основываются на императиве нерефлексивной гордости за «своё», в принципе чуждой современному молодому человеку, живущему во все более глобализирующемся мире.

Другие подходы и модели, претендуя на якобы адекватность современным мировым тенденциям, рассматривают патриотизм как своеобразную избирательную гордость, чувство причастности только к так называемым «светлым» событиям и явлениям в истории и культуре страны, и стыдливое умолчание, или даже ироничная критика в адрес так называемых «темных» событий, явлений, лиц.

И те, и другие подходы обрекают наших детей на парадно-показное либо равнодушно-циничное, но в любом случае далекое от подлинной ответственности и осмысленности отношение к собственной стране. Эта ситуация может быть преодолена, если в центр воспитательных усилий как образования, так и общества в целом ставится задача формирования российской гражданской идентичности человека (на это указывает Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года).

Российская гражданская идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города (деревни)», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город (деревня)».

Российская идентичность формируется как причастность юного человека трем временным пластам – прошлому, настоящему и будущему страны, а потому объединяет в себе:

– историческую память (отношение к прошлому);

– гражданское самосознание и самоопределение (отношение к настоящему);

– проектное сознание (отношение к будущему).

Задача формирования российской идентичности у детей и подростков предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности взгляд педагогов на традиционные проблемы развития гражданского самосознания, патриотизма, владения ими родным языком и пр. Так, если педагог в своей работе ориентируется на формирование российской идентичности у школьника, то:

– в гражданском образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» как с умозрительными абстракциями, в сугубо информативном стиле, а должен работать с традицией и особенностями восприятия этих понятий в русской культуре, применительно к нашей исторической почве и менталитету;

– в воспитании патриотизма педагог делает ставку не на формирование у ребенка нерефлексивной гордости за «свое» или своеобразной избирательной гордости за страну (гордость только за успехи), а стремится воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами;

– формируя понимание и уважение историко-культурного наследия и народных традиций, педагог уходит от их консервации и архаизации, актуализирует традицию как часть современной культуры и культуры будущего;

– педагог работает с толерантностью не как с политкорректностью (модным трендом секулярного «общества потребления»), а как с практикой понимания, признания и принятия представителей других культур, исторически укорененной в российской традиции и менталитете;

– педагог не ограничивается коммуникацией с воспитанниками в защищенной среде, но выводит их в пространство общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии для людей и на людях, которые не являются «ближним кругом» и вовсе не обязательно положительно настроены к нему, молодой человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) общественным деятелем, свободным человеком, ответственным гражданином.

Уникальными, ничем не замещаемыми возможностями для формирования российской идентичности детей и подростков обладает дополнительное образование. Как подчеркивается в федеральной Концепции развития дополнительного образования детей, дополнительное образование как «персональное образование» представляет собой «информационно насыщенное социокультурное пространство конструирования идентичности». «В условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения».

Ключевые идеи проекта

В основу проекта положены следующие идеи:

1. Из представленных в структуре российской идентичности компонентов – когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного – современному отечественному общему образованию с его информационно-знаниевой доминантой сложнее всего дается обеспечение деятельностной составляющей.

2. Дополнительное образование обладает уникальными возможностями по вовлечению детей в предметно-практическую деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и способностями. Именно созидательно-продуктивные практики дополнительного образования могут стать местом формирования российской идентичности ребенка (подростка) в ее целостности.

3. Во временной развертке российской идентичности (отношение к прошлому, настоящему, будущему страны) фундаментальное значение принадлежит отношению к прошлому – исторической памяти, сбережению традиций. Однако, как отмечают философы и культурологи, если не удается актуализировать роль и значение традиций в современной реальности и грядущей перспективе, они для человека архаизируются, устаревают.

4. Освоение историко-культурного наследия и актуализация народных традиций (ритуалов, обрядов, преданий, ремесленных практик и т.д.) наиболее активно и глубоко происходит в актах их практического, деятельностного воплощения. Чтобы стать частью идентичности человека, традиции должны быть не просто изучены, а воспроизведены, прожиты. Дополнительное образование (в том числе, система отдыха и оздоровления детей) со своей выраженной созидательно-продуктивной направленностью предоставляет для этого наилучшие возможности.

 

Цель проекта: создание и реализация в системе отдыха и оздоровления детей (на базе ГБУ «Метеор») модели формирования российской идентичности детей на основе актуализации историко-культурного наследия и народных традиций.

 

Практические решения:

1. Создание и реализация системы образовательных экскурсий, актуализирующих в сознании детей историко-культурное наследие и традиции Южного Урала.

Принципиальное отличие образовательной экскурсии от обычной познавательной экскурсии состоит в том, что образовательная экскурсия гарантирует достижение ребенком предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. А значит, ребенок идет в экскурсию с собственным образовательным целеполаганием. Постановка и запуск этого целеполагания становится особой ответственностью педагогов и обеспечивается соответствующим педагогическим инструментарием и технологиями.

Система образовательных экскурсий в перспективе может быть одним из значимых ресурсов привлечения детей не только из Челябинской области, но и из других регионов России на отдых и оздоровление в ГБУ «Метеор».

2. Создание и реализация в системе отдыха и оздоровления образовательных программ туристско-краеведческой, историко-географической, литературно-краеведческой, экологической и других направленностей, а также соответствующих им продуктивных практик (походов, экспедиций, образовательных погружений и т.п.), актуализирующих в сознании детей историко-культурное наследие и традиции Южного Урала.

Эти и программы и продуктивные практики также могут служить одним из ресурсов привлечения детей из Челябинской области и других регионов России на отдых и оздоровление в ГБУ «Метеор».

3. Организация образовательного интенсива и практики командообразования для детей, направляющихся на образовательный отдых во Всероссийские детские центры «Артек», «Орленок», «Океан», как проактивных носителей региональной (уральской) и российской идентичности.

Образовательный интенсив может быть реализован в технологии «перевернутого класса» и других технологиях смешанного обучения (blended learning).

 

 

Проект (направление) №2

«Создание очно-дистанционной интерактивной системы подготовки и повышения квалификации кадров для сферы отдыха и оздоровления детей»

 

Актуальность проекта

Анализ существующего опыта подготовки и повышения квалификации кадров в сфере отдыха детей и их оздоровления показывает целый ряд затруднений и проблем:

– руководители и персонал организаций отдыха детей и их оздоровления зачастую не выделяются в качестве отдельной категории слушателей дополнительного профессионального образования;

– отсутствует актуализация образовательных потребностей данной категории слушателей;

– наблюдается минимальная включенность в непрерывный образовательный процесс и отсутствие мотивации к образованию и самообразованию в данной сфере;

– реализуется недостаточно как адаптивных, так и комплементарных программ дополнительного профессионального образования, в которых педагоги, занятые в организации отдыха детей и их оздоровления, рассматриваются как отдельная категория обучающихся;

– практически отсутствуют программы повышения квалификации педагогов, основанные на реальном регулярном сетевом взаимодействии организаций повышения квалификации, отраслевых организаций, образовательных организаций основного и дополнительного образования разных типов и видов, регионов РФ и международных. Стереотипы, присутствующие в конкретной организации транслируются в ходе организации в ней повышения квалификации. Так, повышение квалификации подменяется передачей опыта;

– практически отсутствуют программы, нацеленные на повышение квалификации и развитие сотрудников организаций отдыха детей и их оздоровления как команды;

– практически отсутствуют персонифицированные модульные (и другие) программы повышения квалификации педагогов, позволяющие выбрать индивидуальный образовательный маршрут для удовлетворения образовательных потребностей с учетом развития социума, науки, промышленных и сервисных технологий;

– при разработке программ повышения квалификации не учитывается разность менталитетов молодых педагогов дополнительного образования, вожатых и др. (до 30 лет, выросших в условиях рыночной экономики), педагогов среднего возраста (имеющих базовое образование советского периода, но начавших работать в 1990-е годы);

– при повышении квалификации не учитываются разные философии формальной и неформальной систем образования, а, следовательно, разные педагогические технологии их реализации, поэтому педагоги зачастую в дополнительном образовании и системе отдыха и оздоровления детей некритично применяют технологии общего образования;

– отсутствуют программы повышения квалификации, реально знакомящие педагогов с современными, инновационными материалами и технологиями детского творчества;

– отсутствуют программы ПК, нацеленные на развитие реализации педагогом сетевых программ, связанных с взаимодействием ряда образовательных, коммерческих и других организаций, родительской общественностью;

– только педагогам крупных мегаполисов доступны квалифицированные курсы повышения квалификации, нацеленные на личностное развитие, расширение психологических и информационных компетенций (создание педагогом цифровых образовательных продуктов);

– в основном реализуются программы повышения квалификации по очной или очно-заочной формам обучения, и очень мало или часть программ в дистанционной форме;

– доминируют формы и технологии пассивного восприятия и усвоения обучающимися взрослыми учебного материала (лекции, семинары просветительского типа, демонстрационные мастер-классы и т.п.), наблюдается явный дефицит интерактивных форм обучения (деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры, дискуссии, разбор и анализ кейсов, практикумы, мастер-классы с включенной деятельностью обучающихся и т.д.);

– формы и средства промежуточного и итогового контроля качества освоения педагогами программ повышения квалификации носят формальный характер. Поэтому около половины руководителей не отмечают эффективности курсов повышения квалификации, на которые направили своих сотрудников.

Эти негативные тенденции и проблемы требуют скорейшего ограничения и преодоления.

 

Ключевые идеи проекта

Создаваемая очно-дистанционная интерактивная система подготовки и повышения квалификации кадров для сферы отдыха и оздоровления детей должна решать следующие задачи:

– развитие профессиональных и личностных компетенций специалистов в области организации отдыха детей и их оздоровления;

– обеспечение условий сетевого интерактивного взаимодействия руководителей и активистов педагогических отрядов, вожатых и директоров загородных стационарных лагерей, воспитателей и педагогов дополнительного образования, специалистов органов исполнительной власти, курирующих детский и молодежный отдых;

– обучение современным технологиям работы с детьми и молодежью в лагерях и профильных сменах;

– обучение современным технологиям управления процессом организации смен в системе отдыха и оздоровления детей;

– создание условий для обмена опытом профессионалов и слушателей курсов повышения квалификации;

– обучение основам экспертной деятельности по оценке качества программ смен и программ дополнительного образования;

– презентация и тиражирование лучшего опыта проведения профильных (тематических) смен для детей и молодежи в лагерях, в рамках молодежных форумов;

– создание условий для планирования последействия по итогам смен с учреждениями дополнительного образования, общественными объединениями.

 

Практические решения:

1. Построение содержания и форм образования в рамках очно-дистанционной интерактивной системы подготовки и повышения квалификации кадров на основе практики и технологий смешанного обучения для взрослых ((blended learning for adults). Обеспечение доминанты интерактивных форм обучения (деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры, дискуссии, разбор и анализ кейсов, практикумы, мастер-классы с включенной деятельностью обучающихся и т.д.) над классическими лекционно-семинарскими формами.

2. Запуск интерактивной системы подготовки и повышения квалификации кадров на платформе дистанционного обучения (в частности, платформе Moodle).

Для каждого слушателя необходимо предусмотреть возможность открытия личного кабинета на платформе дистанционного обучения Moodle, в котором размещаются учебные и демонстрационные материалы, тесты и задания, видео и аудио материалы, необходимые для аттестации слушателя. Moodle представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Существенное расширение функциональных возможностей Moodle достигается за счёт интеграции подсистемы для организации вебинаров/веб-конференций. Организация, осуществляющая обучение, может инсталлировать платформу Moodle у себя на сайте, сконфигурировав под конкретный учебно-тематический план.

Каждый слушатель проходит курс в индивидуальном темпе. Все материалы размещены в личных кабинетах слушателей, зарегистрировавшихся на сайте. По каждому разделу курса предусмотрены тесты, а по окончании курса – итоговая аттестационная работа в форме презентации, которая загружается в личном кабинете слушателем. Слушатели, чьи аттестационные работы получили положительную оценку, считаются окончившими программу.

В рамках курсов рекомендуется проводить несколько вебинаров, на которых обсуждаются выполненные слушателями работы и даются ответы на сложные вопросы.

 

 

Проект (направление) №3

«Создание интегративных образовательных программ как способа качественного преобразования профильных лагерных смен и достижения детьми метапредметных и личностных результатов в образовательном отдыхе»

 

Актуальность проекта

Одним из главных дефицитов отечественного общего образования является дефицит метапредметности (сверхпредметности) – последовательной ориентации на формирование у юного человека универсальных (т.е. применяемых в разных ситуациях и деятельностях) способностей мышления, воображения, понимания, коммуникации, рефлексии, действия, самоорганизации. Доминанта предметности на всех уровнях образования приводит к фрагментации, нецелостности учебного знания и к фрагментации, нецелостности учебно-познавательной деятельности учащегося. Вот почему в новом ФГОС общего образования такое большое внимание уделено метапредметности как осевому образовательному принципу и метапредметным образовательным результатам детей.

В дополнительном образовании (в том числе, в сфере образовательного отдыха и оздоровления детей) «зашито» большое разнообразие типов и видов деятельности детей, а потому исторически здесь гораздо легче преодолеваются предметные границы, происходит интеграция разнопредметной активности. Именно дополнительное образование, как следует из программных документов последнего времени, может стать сферой устойчивого формирования метапредметных и личностных образовательных результатов ребенка, активным проводником принципа метапредметности в общее образование.

Для этого в нем должен появиться новый вид программ – интегративные образовательные программы. Нужно понимать, что интегративные образовательные программы – не слегка подновленные и переделанные программы дополнительного образования, по которым мы работаем уже свыше 20 лет. Это принципиально другие программы, построенные на других принципах и приводящие к качественно новым результатам.

 

Ключевые идеи проекта

1. Интегративная образовательная программа (ИОП) – инновационный вид дополнительной общеразвивающей программы, ориентированный, в первую очередь, на реализацию принципа метапредметности и достижение обучающимся личностных и метапредметных образовательных результатов.

Метапредметные образовательные результаты – сформированность у обучаемого способности применять универсальные элементы мышления, воображения, понимания, коммуникации, рефлексии, действия, самоорганизации на любом предметном материале и предметной деятельности.

Личностные образовательные результаты – сформированность у человека под влиянием образования основных личностных качеств (адаптивность к известному, адаптивность к неизвестному, ответственность, надежность, самостоятельность) и базовых ценностных ориентаций.

2. Содержание ИОП может быть построено двумя способами:

во-первых, раскрытие предметного содержания (деятельности, понятия) как интегрирующего в себе другие содержания (деятельности, понятия) (например, обучение бальным танцам может строиться через изучение истории танца, его роли в культуре, освоение геометрии, эргономики, эстетики танца, освоение навыков управления собой, интерпретации текста поведения партнера, изучение дизайна танцевального костюма, танцевальной музыки, освоение навыков актерского мастерства, невербальной коммуникации и т.п.);

во-вторых, раскрытие конкретной способности (или личностного качества) через различные виды деятельности, в которых она формируется (например, овладеть умением управлять можно через игру, танец, спорт, ораторское искусство, живопись и т.д.; подготовка юного журналиста может происходить через изучение им логики, биологии, истории, архитектуры и т.д., через включение в познавательную, игровую, коммуникативную, производственную деятельность, социальное и художественное творчество).

3. Основной отличительной чертой ИОП является наличие в ней модулей – смысловых частей, способных существовать автономно (использоваться в других программах). Модули отвечают разным направленностям дополнительного образования, которые связаны общей идеей, явлением, видом деятельности и т.д. Для сборки ИОП, как правило, обязательным является событийный модуль.

 

Практические решения по проекту:

1. Освоение педагогическим коллективом ГБУ «Метеор» практики применения интегративных образовательных программ.

Это целесообразно делать методом прецедентов. Так, например, в ИОП «Природа полета – от виртуальности к реальности», разработанной в ГБПОУ «Воробьевы горы», ключевой идеей является рассмотрение явления «полета» и понятия «гармония» в различных областях деятельности человека: полет технических и природных объектов, полет мысли, полет слова, творческий полет, полет фантазии и т.п. Общим понятием, в котором проявляется суть этого, является «гармония».

Модуль «Полет в технике» (техническая направленность) – дети обсуждают понятие «гармонии технических моделей», конструируют модели для мультфильма и запускают авиамодели.

Модуль «Полет в природе» (естественнонаучная направленность – зоология и ботаника) – учащиеся обсуждают понятие «гармонии в природе», т.к. летать могут только объекты природы с гармоничной структурой, изучают принципы полета птиц, семян растений, подбирают героев будущих мультфильмов.

Модуль «На крыльях песни» (художественная направленность) – учащиеся рассматривают и обсуждают такие понятия, как «полет фантазии», «полет мысли» и «гармония», пишут, разучивают и исполняют песни, раскрывающие различные аспекты явления полета.

Модуль «Мультполёт» (художественная и техническая направленность) – здесь учащиеся, создавая сценарии мультфильмов, обсуждают понятия «полет мысли» и «полет слова», «творческий полет»; создаются мультфильмы о явлении полета во всем его многообразии.

Объединяющим стержнем данной ИОП является явление полёта, рассматриваемое с разных точек зрения и моделируемое с помощью разных видов практической деятельности школьников, а также реализация созданных мультфильмов и моделей в рамках социально-ориентированных мероприятий. Эти виды деятельности и мероприятия являются востребованными учащимися, носят социально значимый характер.

2. Освоение педагогическим коллективом ГБУ «Метеор» методики создания интегративных образовательных программ.

3. Пилотная разработка педагогами интегративных образовательных программ для системы отдыха и оздоровления детей.

4. Преобразование существующих программ профильных лагерных смен в логике интегративных образовательных программ.

При этом главное для разработчиков – выйти «из плена» традиционных представлений о предметно центрированной образовательной программе, целью которой являлось освоение детьми конкретных предметных знаний и умений. ИОП должна формировать широкие (интегративные) представления о профильных предметностях и деятельностях, уводить от узости их восприятия; раскрывать метапредметность в привычных предметных и тематических профилях, осваивать их разными языками культуры: научным, художественным, техническим, бытовым и др.). Только так можно развить у детей целостные представления об этих предметах и темах; научить понимать их, осваивать и преобразовывать.

 

 

Проект (направление) №4

«Создание Парка детско-взрослых образовательных производств как способ развития ресурсных возможностей сферы отдыха и оздоровления детей»

 

Актуальность проекта

Очевидно, что для того, чтобы дети не формировались тотальными потребителями и пассивными исполнителями чужой воли, их надо хотя бы в чем-то сделать производителями, созидателями, творцами. Что могут производить дети вместе со взрослыми? Вещи, услуги, информацию. Производства могут быть техническими (мастерские, лаборатории, станции и т.д.) и гуманитарными (редакции, клубы, проектные группы и т.д.).

А.С. Макаренко подчеркивал, что в воспитании важен не сам по себе трудовой процесс – то есть не определенная последовательность действий, ведущая к определенному результату (это «труд-работа»), и не овладение необходимыми для работы знаниями и навыками (это «труд-учеба», обучение труду). Воспитывающий труд – это «труд-забота» (хозяйственное попечение юного человека о мире, о других людях, о самом себе).

И еще – воспитывать и образовывать может исключительно «образцовый труд» (А.С. Макаренко). То есть такой, организация и содержание которого являются наивысшими на данный момент времени. Если мы создаем детско-взрослый хор, в его основе должны лежать решения, наработанные лучшими современными профессиональными хорами. Если мы организуем детско-взрослую столярную мастерскую, она должна стремиться работать как лучшие столярные мастерские мира. Если мы сформировали детско-взрослую редакцию газеты или журнала, наши образцы для подражания – лучшие печатные издания России и мира.

В то же время, «образцовый труд» обязательно прибыльный, рентабельный – если не в экономическом, то уж в социальном плане точно (речь идет об общественном признании результатов труда, моральном поощрении и поддержке трудящихся детей).

А поскольку рассматриваемое производство – образовательное, то есть формирующее ценности и компетенции, то в нем обязательно должны быть не только передовые производственные технологии и рентабельность, но и:

– производственное творчество (не столько спонтанные озарения (инсайты), сколько систематическое созидание нового – например, конструкторское творчество в рамках проектной культуры);

– производственная игра;

– производственное самоуправление;

– производственное обучение.

Таким образом, детско-взрослое образовательное производство – это общность детей и взрослых, в которой дети занимают ведущие управленческие и исполнительские позиции, что позволяет им непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности, а также в их описании, проектировании и перепроектировании. Взрослые в таком объединении берут на себя наиболее сложные и ответственные работы, координирующие и консультационные функции, при этом все они, независимо от профессии, – ценностные наставники.

Технологическую основу детско-взрослого образовательного производства составляют:

1. Корпус передовых производственных технологий (по профилю деятельности).

2. Корпус образовательных технологий, позволяющих сделать детско-взрослую производственную общность местом как обучения и воспитания детей, так и межпоколенческого сотрудничества (особое значение, как показывает опыт, имеют игровые и проектные технологии).

3. Социальные технологии и технологии менеджмента, обеспечивающие самоуправление и саморегуляцию детско-взрослого коллектива.

4. Комплекс маркетинговых и финансово-экономических решений, обеспечивающих социальную, а по возможности – и экономическую рентабельность производственной деятельности.

Детско-взрослое образовательное производство – это высокопродуктивная социально-педагогическая инновация, ибо выводит учащихся в реальные социальные и экономические отношения, начинает производить общественное благо.

Крайне важно, чтобы детско-взрослые производства постепенно отходили от иерархии управления в пользу детско-взрослого самоуправления, построенного на основе поддержки инициативы, сменяемости управленческих позиций, открытости обсуждения, распределенной ответственности.

Высокий воспитательный потенциал детско-взрослых образовательных производств обусловлен:

  • содержанием и характером делового, межличностного, межвозрастного общения в процессе производительного труда;

  • необходимостью для субъекта принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении производством);

  • общественной и личной значимостью и ценностью производимого продукта;

  • необходимостью субъекту проектировать, планировать, создавать, анализировать и прогнозировать свою деятельность;

  • эстетикой высокоорганизованного и технологичного труда;

  • трудовой дисциплиной, понимаемой как добровольное самоограничение в процессе труда;

  • духом соработничества в общем деле.

 

Ключевые идеи проекта:

1. В условиях сменяющих друг друга лагерных смен, сменяемого контингента детей не может быть создано постоянных детско-взрослых образовательных производств. Речь может идти о временных (возобновляемых, вахтенных) детско-взрослых производствах, производственный цикл которых ограничен временем лагерной смены или временем пребывания ребенка в оздоровительном лагере. При этом ресурсная база производства может быть постоянной.

2. Парк детско-взрослых образовательных производств (гуманитарных и технических) – способ нелинейной и «мягкой» организации их деятельности. Парк может создаваться как на одной, так и на разных территориальных площадках. Парк собирают в целое общая модель управления, общие регламенты и протоколы, кооперация ресурсов.

3. Детско-взрослые образовательные производства – это сплав «педагогики дела» и «педагогики отношений». Это реальное пространство ответственной заботы детей и взрослых. Это не эксплуатация альтруизма и энтузиазма (чем на поверку оборачивались многие советские инициативы), а взаиморазвивающее практическое сотрудничество взрослых и детей на основе принципов:

– социального служения,

– социального предпринимательства,

– технологичности.

 

Практические решения по проекту:

1. Создание детско-взрослой педагогической службы лагерной смены как образовательного производства.

В службе на добровольной основе могут быть заняты старшие дети, желающие, обученные и готовые быть помощниками воспитателей на младших отрядах. Стать работником службы можно по специальному временному контракту, содержание и режим работы и самоорганизации службы регулируется специальными регламентами.

2. Создание детско-взрослого пресс-центра и интернет-редакции как образовательного производства.

В пресс-центре и интернет-редакции на добровольной основе могут быть заняты дети разных возрастов, желающие, обученные и готовые работать в информационной среде ГБУ «Метеор». Стать работником этой структуры можно по специальному контракту, содержание и режим работы и самоорганизации регулируется специальными регламентами.

3. Создание экологической (Зеленой) детско-взрослой службы как образовательного производства.

В Зеленой службе на добровольной основе могут быть заняты дети разных возрастов, желающие, обученные и готовые работать в природной среде ГБУ «Метеор»х. Стать работником службы можно по специальному временному контракту, содержание и режим работы и самоорганизации службы регулируется специальными регламентами.

4. Создание детско-взрослой судоверфи и судоремонтной мастерской на озере (Увильды, Еланчик или Тургояк).

Отличный опыт по работе детско-взрослой судоверфи и судоремонтной мастерской накоплен в Вологодской области (Онежское озеро). В нашей судоверфи на добровольной основе могут быть заняты дети разных возрастов, желающие, обученные и готовые действовать в сфере судомоделирования, строительства и ремонта. Стать работником судоверфи можно по специальному временному контракту, содержание и режим работы и самоорганизации службы регулируется специальными регламентами.