О малом и великом, или всплески памяти

Вышел в свет очередной номер журнала «Народное образование», посвященный 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского и 220-летию журнала. Приобрести журнал или отдельные статьи можно здесь.

Елена Владимировна Шишмакова, главный редактор журнала «Народное образование»

Уважаемый читатель! У вас в руках уникальный номер журнала «Народное образование» — он историчен и необычайно актуален одновременно. В традициях нашего журнала — изучение и сохранение своей истории, которая неотделима от истории образования и педагогики. Этот номер о ценностях и заповедях, опорных и традиционных в отечественном образовании, о малом и великом, о началах, которые, как говорят философы, весьма относительны. Наш альманах рождался в партнёрстве с замечательными экспертами и авторами. В его создании участвовали семья К. Д. Ушинского, его альма-матер — МГУ им. М. В. Ломоносова и Ярославский педагогический университет им. К. Д. Ушинского. Символично, что в альманахе раскрывается история возникновения нового памятника нашему великому учёному и педагогу — Константину Дмитриевичу Ушинскому, который в своё время имел прямое отношение к изданию нашего журнала и к увековечиванию, собственно, самого журнала как памятника, в котором никогда не забывали Ушинского и как главного редактора, и как блистательного педагога. Альманах выходит в год юбилея основоположника отечественной педагогики и 22-летия нашего журнала, презентация альманаха естественным образом совмещена с торжественным открытием монумента великому педагогу в День учителя. Мы подготовили триста страниц свидетельств ценностных достижений в народном просвещении, впечатляющей истории развития его культуры, переданных нам в лучших традициях педагогики лучшими людьми России. И здесь не только о любви к детям и к школе, а и к тем, кто открыл эту любовь.

Опираясь на право говорить о педагогике К. Д. Ушинского, приведём лишь некоторые его педагогические постулаты, оставленные нам в наследство: «…воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни»; любовь к Родине — это «наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним» (К. Д. Ушинский. Труд в его психическом и воспитательном значении. Статья впервые была опубликована в 1860 г. в «Журнале Министерства Народного Просвещения» (№7), ныне «Народное образование»). Идея народности пронизывает педагогическую систему Ушинского. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…

Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника». Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с родной историей, географией России, с её природой. Воспитание, основанное на идее народности, призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам».

Именно К. Д. Ушинский сформулировал идею русской «национальной школы», положения которой актуальны и по сей день:

  • У каждого народа своя особенная национальная система воспитания; а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным.
  • Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы.
  • Общественное воспитание не решает само вопросов жизни и не ведёт за собой истории, но следует за ней. Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идёт по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям.
  • Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества. Она может готовить техников, но никогда не будет воспитывать полезных и деятельных членов общества, и если они будут появляться, то независимо от воспитания. (0 народности в общественном воспитании. К. Д. Ушинский. Впервые опубликовано в «Журнале для воспитания» —1857, № 7, 8.)

И о преемственности традиций. Одна из рубрику нас смело называется «От К. Д. Ушинского до А. М. Кушнира». К. Д. Ушинский написал классический учебник для начальной школы — «Родное слово». Статья «Родное слово» с рекомендациями по преподаванию и организации учебного процесса в целом была напечатана в «Журнале Министерства Народного Просвещения» (СПб., 1861, № 5), ныне «Народное образование». Сам учебник выдержал 187 переизданий и до сих пор используется в начальной школе. Но главное — он заложил основы русской педагогики, в которой родной язык понимается как органичный продукт многовековой духовной жизни народа, как величайший наставник каждого школьника. К. Д. Ушинский, будучи главным редактором «Журнала Министерства Народного Просвещения», превратил его из скучного свода правил и указаний в полезный и нужный педагогическому сообществу инструмент. В свою очередь, Алексей Кушнир написал пособия для учителей «Азбука чтения» и «Педагогика грамотности», в которых заложены принципы любви к родному языку и чтению как важнейшим источникам развития личности. Эти работы также были опубликованы на страницах журнала «Народное образование». По методике обучения чтению и русскому языку А. М. Кушнира и сегодня работают школы в разных российских регионах. Алексей Кушнир был главным редактором «Народного образования» в 1996-2021 годах. Служил журналу и народному просвещению до конца своей жизни.

Мы чтим нашу память.

Другие новости

11.04.2024/

Уважаемые друзья «Артека»! 16 июня 2025 года «Артек» вместе со всей страной отметит свой 100-летний юбилей. Сегодня «Артек» является уникальным…

2024 | Разработано ГАУ «Метеор»