«Можно ли включить в число важнейших критериев образованности, воспитанности, обученности, критерий, который называется «способность приносить пользу»? В моем понимании, человек способный приносить пользу — это человек, способный к служению. Человек, способный к служению, бездуховным, аморальным быть не может. Тогда мне не надо огромное количество слов про нравственность произнести. Потому что человек, способный принести пользу, он по определению нравственен».
Алексей Михайлович Кушнир
С 1-го по 4-е апреля 2022 года в Москве проходил Международный Макаренковский форум.
В рамках форума проводился «XX Международный конкурс им. А.С. Макаренко» и «Макаренковские чтения — 2022» — научно-практическая конференция, научная проблематика которой — «Воспитательная система А. С. Макаренко как основа организации коллективного производительного труда и продуктивной деятельности детей и подростков».
Организатором Макаренковского форума являлся Издательский дом «Народное образование» (Москва) и Международная Макаренковская ассоциация. Форум проходил в очно-дистанционном формате. Целью форума являлась актуализация педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях, развитие Макаренковского педагогического движения и формирование созидательного (продуктивного, производящего) воспитательного тренда в российском образовании.
Конкурс им. А.С. Макаренко содержит в себе две организационные формы смотра профессиональных достижений:
— конкурс образовательных учреждений и детско-взрослых воспитательных коллективов;
— конкурс научных, исследовательских, проектных и других творческих работ педагогов и учащихся по тематике Макаренковского форума.
Образовательные организации Челябинской области традиционно принимают активное участие в работе форума. В этом году дипломами XX Международного конкурса им. А.С. Макаренко I степени награжден Златоустовский техникум технологий и экономики, II степени — Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли и Южно-Уральский агропромышленный колледж, III степени — Саргазинская СОШ. Дипломы участников конкурса получили так же СОШ №39 г. Троицка, СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением), Теченская СОШ.
Исполнительная дирекция Международного Макаренковского форума, издательство «Народное образование» совместно с оргкомитетом конкурса АгроНТИ при поддержке Фонда содействия инновациям в целях развития и распространения производственного опыта образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и малых городах, и в особенности школ-хозяйств, участников Международного Макаренковского форума, а также для практики применения новейших технологий в их деятельности учредили призы для трёх лучших школ — победителей форума: «Умный улей», квадракоптер и «Умная теплица».
АгроНТИ – Всероссийский конкурс для учащихся сельских школ. Благодаря этому конкурсу любой ученик сельской школы может изучать робототехнику, беспилотные аппараты, космические технологии, цифровые ульи, метеостанции и биотехнологии.
Международный конкурс им. А. С. Макаренко был учреждён в 2003 году редакцией «Народное образование» и Международной Макаренковской ассоциацией при поддержке Министерства образования и науки РФ, педагогической общественности и российских предпринимателей. Идейный вдохновитель конкурса — Алексей Михайлович Кушнир.
За все время, с 2003 года, в конкурсе приняли участие около 300 образовательных учреждений. Разработаны и внедрены в практику школ-хозяйств несколько эффективных производственных форматов: «школьная вермиферма», «школьная пекарня», «школьная пасека», «школьное издательство», «школьная типография», «школьное производство микрозелени», «школьный дендрарий» и др.
Внедрение цифровых технологий в практику школы-хозяйства – это еще один формат, который станет фактором их успеха и эффективности.
С материалами участников и победителей конкурса можно ознакомиться по ссылке >>