В Мининском университете прошёл Международный Макаренковский форум

19 – 20 ноября в Мининском университете прошёл Международный Макаренковский форум. Мероприятие включало XVII Международный конкурс им. А.С. Макаренко и “Макаренковские чтения” (тема чтений – «Макаренковедение: достижения, проблемы, практика»).

Макаренковский форум направлен на актуализацию педагогического наследия А.С.Макаренко в современных условиях, а также на выявление, поддержку и распространение воспитательных практик успешного опыта хозяйственной деятельности образовательных учреждений и других форм реализации права ребёнка на добровольный и привлекательный для него труд.

Конкурс им. А.С. Макаренко содержит в себе две организационные формы смотра профессиональных достижений:

  • конкурс образовательных учреждений и детско-взрослых воспитательных коллективов;
  • конкурс научных, исследовательских, проектных и других творческих работ педагогов и учащихся по тематике Макаренковского форума.

Партнерами форума выступили  Министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области, Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко», Мининский университет, Национальное агентство социальных коммуникаций, Международная Макаренковская ассоциация, Российская Макаренковская ассоциация, АНО «Издательский дом «Народное образование».

Участников форума приветствовали и.о. проректора по административной деятельности Мининского университета Дмитрий Ершов, главный редактор журнала «Народное образование» Алексей Кушнир.

Президент Российской Макаренковской ассоциации Татьяна Кораблева поздравила собравшихся с началом Форума и подчеркнула вклад нижегородских ученых, в частности, исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» в развитие макаренковедения в России и мире.

Анатолий Фролов, стоящий у истоков освоения наследия А.С. Макаренко, в своем обращении к участникам форума выразил надежду, что результаты Макаренковских чтений и проводимого в рамках форума смотра-конкурса обогатят теорию и практику педагогической науки в общем и макаренковедения в частности. Особое внимание выдающийся нижегородский ученый призвал уделить производственному воспитанию молодежи.

Пленарное заседание открыл Михаил Богуславский, вице-президент Международной макаренковской ассоциации (IMS), вице-президент Российской макаренковской ассоциации (РМА). Далее вниманию участников представили свои доклады ученые-макаренковеды и педагоги-практики, представители различных регионов России, а также участники из Украины, Беларуси, Италии.

В своих докладах участники осветили широкий круг вопросов теоретической и практической направленности. Проблематика выступлений позволила поставить целую серию острых вопросов, были заслушаны доклады о значимых результатах и ценном опыте педагогов-практиков, специалисты-макаренковеды провели обмен мнениями.

Особое впечатление на участников произвела виртуальная экскурсия по экспозиции «А.С. Макаренко. Свой среди чужих. Чужой среди своих» Музея московского образования.

Татьяна Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики:

«Не являясь специалистом в области макаренковедения, с удовольствием приняла участие в форуме в дистанционном формате. Выступления спикеров – очень разноплановые по содержанию. Объединяет их одно – живой, искренний интерес к педагогическому наследию А.С. Макаренко, стремление внедрять идеи в практику, подчеркивая особенно их актуальность».

Сергей Аксенов, научный сотрудник исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко», Лауреат премии правительства РФ в области образования, член Правления РМА, член Правления Международной макаренковской ассоциации (IMS):

«Cмотр-конкурс им. А.С. Макаренко, где представители школ-хозяйств продемонстрирjовали свои достижения в практической производственной деятельности, подтвердил, что дело А.С. Макаренко живо, а мысли и идеи не только остаются востребованными, но и развиваются и в нашей стране, и за рубежом»

Справка:

Конкурс им. А.С.Макаренко учреждён в 2003 году Автономной некоммерческой организацией «Редакция «Народное образование» (руководитель А.М. Кушнир) и Международной Макаренковской ассоциацией в ознаменование 115-летнего юбилея А.С.Макаренко, в 2020-м году мероприятие прошло уже в 17-й раз. С 2018 года мероприятие получило наименование «Международный Макаренковский форум». В рамках форума проводятся «Международный конкурс им. А.С. Макаренко» и «Макаренковские чтения» — научно-практическая конференция. Параллельно со стартом Конкурса в Нижегородском государственном педагогическом университете была открыта исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» (руководитель А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова), началось продуктивное сотрудничество, а организатор и инициатор Конкурса, главный редактор журнала «Народное образование» Алексей Михайлович Кушнир вошел в состав внештатных научных сотрудников лаборатории.

Всего в конкурсе им. А.С.Макаренко приняли участие около 300 образовательных учреждений, преимущественно, сельских школ. В Макаренковских чтениях – научно-практической конференции приняли участие более 3000 специалистов образования, преимущественно, директоров школ, руководителей учебно-производственных участков образовательных учреждений. Повышение квалификации (в объёме 72 часа – 144 часа) прошли немногим более 1000 специалистов системы образования.

Более 150 практиков образования, а также учёных, специалистов и меценатов образования награждены «Медалью Макаренко» – знаком профессионального и общественного признания.

Опыт российских и зарубежных школ-хозяйств представлен более чем в 300 публикациях журналов «Народное образование», «Сельская школа», «Социальная педагогика», «Школьные технологии» и других.  Выпущены 10 специализированных научно-публицистических сборников в виде альманаха «Макаренко».

Разработаны и внедрены в практику многих школ-хозяйств несколько эффективных производственных форматов. Это «школьная вермиферма», «школьная пекарня», «школьная пасека», «школьное издательство», «школьная типография», «школьное производство микрозелени», «школьный дендрарий». Наиболее успешным форматом оказалась «школьная вермиферма», которую взяли на вооружение десятки сельских школ.

По материалам mininuniver.ru